Замена сальников клапанов

7 декабря 2024

При появлении синеватого дыма из выхлопной трубы и увеличении расхода масла необходима замена сальников клапанов. Согласно рекомендациям большинства автопроизводителей, данная процедура должна проводиться каждые 60 тысяч км. пробега.

Однако, при эксплуатации автомобиля на территории СНГ данный интервал приходится значительно снижать. В большинстве случаев замена сальников клапанов сегодня проводится без снятия головки блока цилиндров. Это значительно упрощает работу и позволяет обойтись минимальным комплектом инструментов.

Для начала необходимо демонтировать все мешающее навесное оборудование и снять крышку клапанов на головке блока цилиндров. С помощью любого подходящего инструмента поршень первого цилиндра должен быть установлен в верхнюю мертвую точку.

При этом должны совпасть метки на шкиве коленчатого вала и крышке распределительного вала. Кроме того, метки на распределительном вале или звездочке должны совпадать с метками на корпусе подшипников.

По завершении данных работ потребуется освободить коромысла. Для этого достаточно ослабить контргайки регулировочных болтов и закрутить их до упора. В моторах с цепным типом привода потребуется отогнуть в сторону башмак натяжителя и зафиксировать плунжер. Для этих целей можно воспользоваться шиномонтажной лопаткой.

После этого необходимо отогнуть стопорную шайбу болта, крепящего звездочку к распределительному валу. Она должна быть зафиксирована. Это можно сделать с помощью деревянного бруска, который необходимо установить между стопорной шайбой и головкой блока цилиндров. Подходящим ключом откручивается крепежный болт и звездочка снимается с распределительного вала.

В двигателях с ременным типом привода снимается пружина натяжного ролика. Откручиваются болты крепления кронштейна и он убирается в сторону. После этого ремень снимается со шкива распредвала. С помощью подходящего инструмента откручивается корпус подшипников распредвала и демонтируется вместе со шкивом.

По завершении разбора наступает самый ответственный момент — замена сальников. Для этого понадобится специальный прибор, предназначенный для сжатия клапанных пружин. С его помощью необходимо сжать пружины и снять фиксирующие пластинки. Работать необходимо с максимальной осторожностью, так как фиксирующие пластинки пружин могут очень легко потеряться.

Каждый клапан необходимо опустить до упора в днище поршня, снять тарелки, пружины и седла. Снятие сальников клапанов производится с помощью плоскогубцев или отвертки. Новый сальник должен одеваться на клапан с усилием. Если сальник свободно встает на свое место, то его использование категорически не рекомендуется. В этом случае замена сальников клапанов является пустой тратой времени, так как они очень быстро выйдут из строя.

Перед установкой сальника его пружина смазывается моторным маслом. Установить его можно с помощью стандартной торцевой головки на 12 мм. или специальной оправки. Сальник должен сесть на место ровно и без перекосов.

На него надевается пружина и устанавливаются все остальные детали. Если в двигателе не используются гидравлические компенсаторы, то замена сальников клапанов заканчивается обязательной регулировкой клапанного механизма.

Следует помнить, что замена сальников должна проводиться попарно, то есть на двигателе с четырьмя цилиндрами сначала производится замена в первом и четвертом цилиндре, после этого коленчатый вал мотора поворачивается на 180 градусов и сальники клапанов меняются во втором и третьем цилиндре.